10.01.10. Журналистика

Политические науки:

Формула специальности:

Содержанием специальности «Журналистика» является политологическое исследование журналистики как особого социального института общества. Объектами исследований в рамках данной специальности выступают информационная сфера, информационные процессы, обеспечение и управление информационной деятельностью, журналистика и политическая власть.

Области исследований:

1. Журналистика в системе информационной политики. Журналистская деятельность в системе информационно-политических отношений в обществе. Особенности информационной парадигмы исследования. Единство и специфика применения классической, неклассической и постнеклассической методологии в журналистике. Новая журналистика XXI века, новые методы исследования, анализа и прогноза массовых информационных процессов. Понятие «информационная сфера (инфосфера)». Структура, уровни, связи основных компонентов инфосферы, закономерности ее функционирования. Понятие «информационное поле», структура, уровни, свойства информационного пространства. Технологии, методы, практические меры и перспективы формирования информационного пространства России. Основные субъекты информационного общества.

2. Содержание категории «информационная политика»: сущность, роль, цели. Научные принципы и методы формирования государственной информационной политики. Принципы управления информационными проектами. Проблемы государственной информационной политики на современном этапе. Принцип свободы печати. Механизмы государственного вмешательства в информационную деятельность для артикуляции общегосударственных интересов. Четыре теории прессы. Государственная информационная политика как инструмент национальной безопасности: опыт ведущих мировых держав.

3. Теоретико-методологические основы функционирования информационной сферы общества. Информационное общество и информационная эпоха: основные характеристики и тенденции развития, роль информационной политики. Сущность свободы в политике и журналистике. Политическая власть и «власть СМИ»: модели сотрудничества. Характеристика современной демократической теории прессы. Особенности информационной цивилизации и информационной парадигмы. Роль средств массовой информации и массовой коммуникации в формировании различных видов общественного сознания. Информационное обеспечение социальной активности гражданского общества. Соотношение: общественный закон − общественное сознание − информационная политика. Информационно-психологические войны в мире и акценты в деятельности СМИ. Влияние средств массовой коммуникации на психическое здоровье общества.

4. Политическая сфера общества и управление информационными процессами. Роль СМИ в формировании процессов политической интеграции и дезинтеграции в России. Национальные СМИ о проявлениях этноцентризма, ксенофобии в российском обществе. Единство и специфика политических и информационных процессов. Глобализация мирового информационного пространства.

5. Особенности структурирования информационной сферы. Политико-психологические принципы структурирования информационного пространства социальной системы. Политическая и информационная деятельность: общее и особенное. Политико-правовые и социально- психологические аспекты проблемы властных отношений в информационной сфере. Содержание понятия «информационные процессы». Информационные ресурсы: сущность, структура. Информационные ресурсы России: способы, пути и варианты использования для вхождения в постиндустриальную цивилизацию. Информационный маркетинг.

6. Критерии информационной безопасности индивида и государства. Понятие информационной агрессии. Специфика информационного противоборства. Определение, функции, цели, методы информационных войн. Особенности информационных войн конца ХХ века. СМИ как инструмент и поле информационного противоборства. Характеристика деятельности российских СМИ в контексте информационной экспансии. Манипулятивная функция СМИ: природа, целевые установки, методы реализации.

7. Правовое обеспечение и управление информационной деятельностью. Понятие информационного права: объекты информационного права. Методы правового регулирования в информационной сфере. Основные права и свободы в информационном праве. Структура информационного законодательства. Правовые аспекты доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Характеристика основных законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность СМИ. Основные конституционные положения информационного права стран развитых демократий. Разделение полномочий в информационной сфере между центральным и региональными правительствами. Принципы и нормы взаимодействия органов госслужбы с институтами гражданского общества и средствами массовой информации. Властные взаимодействия органов госслужбы и средств массовой информации.

8. Массовые коммуникации в информационном обществе. Определение массовой коммуникации как процесса взаимодействия субъектов на основе обмена информацией. Массовая коммуникация как система средств связи. Массовая коммуникация и обратная связь. Пресс-служба органа государственной власти как составная часть ПР-структуры. Особенности взаимодействия со средствами массовой информации в ситуации кризиса. Особенности мотивационного профиля современного российского журналиста. Экономические, идеологические, экзистенциональные факторы в структуре профессиональной мотивации журналиста. Типы журналистских профессиональных идеологий: взаимосвязь личностных качеств и идеологических представлений журналиста. Журналист и государственная служба: позитивные и негативные стороны взаимодействия.

9. Сферы государственной политики политического спектра гражданского общества: политических партий, движений, клубов, групп и ассоциаций по политическим интересам, политического лоббизма в различных сферах власти; исследования в области политической рекламы и связей с общественностью; журналистские исследования в области использования политических технологий.

10. Исследование геополитических (глобальных, региональных, национально-государственных) явлений и процессов.

11. Анализ функциональной эффективности различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), политических режимов (демократических, авторитарных, тоталитарных), различных способов, форм и принципов государственного и политического управления.

12. Проявления в журналистике политического популизма, политического экстремизма, настроений, ожиданий и впечатлений, проявлений
политического общественного мнения и настроения.

13. Эффективность и результативность влияния журналистов и СМИ различной идеологической ориентации на политическое и электоральное поведение населения, степень его политической активности.

14. Журналистское исследование межгосударственных, региональных и внутригосударственных политических и военных конфликтов, иных политических чрезвычайных ситуаций. Филологические науки: Формула специальности: Содержанием исследований по специальности являются история, теория и практика журналистики, ее формирование, развитие и современное состояние, творческий опыт, роль и функционирование в обществе, литературно-публицистические и информационные характеристики (формы, методы, жанры, стили, язык) взаимоотношения с аудиторией. Объектами исследования в рамках данной специальности являются периодические издания (газеты, журналы и др.), радио- и тележурналистика, творчество публицистов и редакторов, журналистские тексты, творческая и организационная деятельность информационных агентств, паблик рилейшинз (связи с общественностью). Менеджмент и реклама, сетевая (компьютерная) журналистика, социологические, психологические, этические и правовые аспекты журналистского творчества, язык СМИ. Особым объектом исследования выступает научно-практический и теоретический способы освоения социально-политической, экономической и иной реальности с использованием профессиональных журналистских технологий, процесс обогащения и наращивания знаний специфически- журналистскими средствами, вся совокупность проявлений общественных явлений:

на уровне идеологии и психологии;
на уровне отношений, институтов и процессов;
в границах различных форм социального участия, поведения и деятельности граждан, их объединений.


Области исследований:

15. Журналистика как особый социальный институт общества. Истоки журналистики и динамика ее исторического развития.
16. Журналистика как информационный, культурологический и творческий феномен.
17. Журналистика как объект правового регулирования.
18. Информационные отношения − вид общественных отношений.
19. Журналистика в системе массовой коммуникации.
20. Журналистика и общественное мнение: принципы и формы взаимодействия.
21. Журналистика как система (формирование и функционирование), современное состояние.
22. Особенности информационной парадигмы исследования.
23. Алгоритм создания аналитического текста: постановка проблемы, подбор фактуры, позиционирование, реставрация основного события, раскрытие смысла, моделирование вариантов развития основного события, рекомендации руководства.
24. Общее и частное в алгоритмах создания служебных и журналистских аналитических текстов.
25. Моделирование как метод анализа и прогнозирования информационных процессов.
26. Событийный ряд информационного проекта. Информационное покрытие события.
27. Типология журналистики, формирование и функционирование различных типов изданий.
28. Проблемы свободы прессы и ее реализации.
29. Характеристика средств, способов сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой информации.
30. Информационное поле: понятие, субъекты и их диспозиция в информационном поле, распределение влияния.
31. Информационные потоки: источники, субъекты формирования. Структурирование информационных потоков.
32. Критерии эффективности массовой коммуникации.
33. Газеты, еженедельники, журналы, альманахи как основные виды периодических изданий.
34. Телевидение в системе СМИ: формирование и современное состояние.
35. Типология телевизионных программ.
36. Радиовещание в системе СМИ: структурные, функциональные и творческие характеристики.
37. Реклама в СМИ: история, теория и практика.
38. Аудиовизуальные и вербальные средства рекламы.
39. Паблик рилейшинз (связи с общественностью): коммуникационный и творческий аспекты.
40. Редакционно-издательский менеджмент.
41. Маркетинговые исследования журналистики.
42. Социокультурные модели журналистики.
43. Региональные системы СМИ.
44. Информационно-публицистическая и редакторская деятельность журналистов.
45. Методы журналистского творчества.
46. Формирование жанров журналистики и их развитие.
47. История журналистики: прожурналистские формы.
48. Зарождение, формирование и развитие журналистики стран Европы, Америки, Азии, Африки.
49. Концепции журналистики в условиях различных общественно-экономических формаций.
50. Организация и деятельность издательских корпораций.
51. Выдающиеся зарубежные публицисты.
52. Зарубежные теории журналистики.
53. Возникновение и развитие журналистики в России.
54. Формирование системы и отдельных типов изданий российской журналистики.
55. Развитие правительственной, партийной и независимой прессы в России, провинциальная (местная) печать.
56. История новейшей отечественной журналистики.
57. Выдающиеся журналисты и редакторы российской журналистики.
58. Языковые особенности и стиль СМИ.
59. Лексико-грамматические особенности публицистического стиля.
60. Журналистский текст, его особенности, законы построения, типологические и индивидуальные модификации, лингвистические и экстралингвистические аспекты.
61. Новейшие СМИ: видеокоммуникации, кабельное и спутниковое телевидение, сетевая (компьютерная журналистики.
62. Реализация образовательных, эвристических, культурно-рекреативных функций новейших СМИ.
63. Международное регулирование в сфере новейших СМИ.
64. Методы исследования журналистики и журналистского творчества.
65. Журналистские исследования сферы гражданского общества.
66. Информационная защита конституционных ценностей государства, национальных интересов страны и ее союзников, противодействие этнической, конфессиональной и расовой дискриминации, поддержка приоритетности прав человека и гражданина.
67. Определение понятия «информационные процессы» с точки зрения синтеза информациологии, психологии, социологии, медиалогии.
68. Соотношение понятий «информационные процессы» и «информационная деятельность». Виды информации с точки зрения психологии восприятия. Психологические особенности восприятия различной информации.
69. Правовые и моральные нормы профессиональной деятельности журналиста. Нравственные принципы и нормы, понятие профессиональной этики. Этика профессиональная и служебная.
70. Проблемы формирования ответственности журналиста.
71. Зарубежный опыт организации хозяйственной деятельности средств массовой информации.
72. Виды, цели, задачи рекламы в средствах массовой информации. Особенности развития рекламы в средствах массовой информации регионов России. Взаимосвязь коммерческих интересов инвесторов и средства массовой информации.
73. Социология и психология массовых информационных процессов. Место и роль социологических исследований в системе информационной политики. Измерительные шкалы: их виды и возможности. Сплошное и
выборочное социологическое исследование. Анализ и интерпретация материалов социологического исследования.
74. Особенности мотивационного профиля современного российского журналиста. Экономические, идеологические, экзистенциональные факторы в структуре профессиональной мотивации журналиста. Типы журналистских
профессиональных идеологий: взаимосвязь личностных качеств и идеологических представлений журналиста.
75. Журналист и государственная служба: позитивные и негативные стороны взаимодействия.

Отрасль наук:

политические науки (за исследования по п. 1-14)
филологические науки (за исследования по п. 15-75)